Глобальный фонд одичавшей природы (WWF) сравнил подходы британо-нидерланской Royal Dutch Shell и «Роснефти» к шельфовым проектам, и сопоставление оказалось не в пользу российской компании.
В собственном сообщении российское отделение WWF припоминает, что Shell из-за разногласий с экологами прекратила геологоразведку в Чукотском море (120 км от побережья Аляски). О этом в четверг заявил глава компании Бен ван Берден. Дело в том, что США ужесточили экологические нормы для шельфовой нефтедобычи и ввели новейшие стандарты, которые не допускают широкую утечку нефти. «Мы не готовы использовать мощности на проведение бурильных работ в 2014 году из-за юридических сложностей», - произнес ван Берден. При всем этом в бурение на шельфе Аляски Shell уже вложила около $5 миллиардов.
«Причиной отмены планов стало решение суда, постановившего, что министерство внутренних дел США нарушило закон о защите окружающей среды, продав лицензии на добычу нефти на шельфе Аляски», - говорится в сообщении WWF. Южноамериканский трибунал отметил, что министерство проанализировало только более подходящие сценарии влияния разработки нефтяных месторождений на окружающую среду, при том, что сейчас достаточных данных о экосистеме Чукотского моря просто не существует.
WWF России отмечает, что таковых данных нет и по российскому сектору Чукотского моря. «Однако 'Роснефть' это не останавливает», - отмечают экологи.
У «Роснефти» сейчас есть несколько проектов на российском арктическом шельфе, к роли в каких она пригласила иностранных инвесторов (южноамериканскую ExxonMobil, итальянскую Eni и норвежскую Statoil). По данным самой «Роснефти», она обладает лицензиями на участки арктического шельфа с общими запасами в 34,6 миллиардов тонн нефтяного эквивалента.
В четверг «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сказал, что глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой упростить правила работы на шельфе. А именно, идет речь о разрешении иностранным партнерам владеть и воспользоваться нужным для работ оборудованием и упрощении паспортно-визового контроля для работников буровых платформ и судов.
«Упростить функцию не означает ее упразднить, - заявил '' источник в 'Роснефти'. - Идет речь о сокращении сроков прохождения согласовательных процедур. Сейчас их около 60, что значит два года лишь бумажно-административного согласования. Компания будет проходить все предусмотренные законом процедуры».
WWF пишет, что «Роснефть» на нынешний день не в состоянии решить даже делему с утилизацией попутного газа на континентальных месторождениях, не говоря уже о том, что у компании нет никаких технологий для действенной борьбы с нефтеразливами в ледовых критериях.
«Очевидно, что требования для работы на арктическом шельфе, напротив, должны быть ужесточены, в том числе и поэтому, что под опасностью разливов находятся и особо охраняемые природные территории», - молвят экологи.
Представитель «Роснефти» на это увидел, что твердое соблюдение всех экологических норм работы на шельфе - это база сотрудничества с иностранными партнерами. «Компания употребляет новые технологии нефтегазодобычи, - говорит собеседник 'Газеты.Ru'. - Соблюдение специально разработанного плана по противодействию вероятным разливам - это неотклонимая часть корпоративной программы по экологии и промышленной сохранности работы на шельфе». Но подробности плана представитель «Роснефти» не раскрыл.
Глава программы WWF по экологической политике ТЭК Алексей Книжников отмечает, что разлив на скважине ВР в Мексиканском заливе уже показал всему миру масштаб вероятных последствий, к которым может привести недоучет экологических рисков шельфовых проектов. При всем этом WWF припоминает, что ВР на данный момент наикрупнейший (19,75%) опосля российского страны акционер «Роснефти».
Управляющий программы WWF «Зеленая экономика» Миша Бабенко сказал «», что разлив нефти в Арктике будет грозить не только лишь местной фауне, да и миграционной, потому что летний период Арктика привлекательна для почти всех видов животных и птиц.
«При этом следует отметить, что на данный момент нет действенных технологий борьбы с разливами нефти на льду либо подо льдом, - показывает Бабенко. - Даже для того, чтоб судно просто добралось до места трагедии, требуется несколько суток - и это при подходящих погодных условиях».
При всем этом загрязнение от разлива нефти (идет речь о огромных размерах) может охватить очень значительную местность. Так, по словам Бабенко, трагедия на месторождении Приразломном (проект «Газпром нефти» на шельфе Печорского моря) может привести к загрязнению 45 тыс. квадратных км.
«На нынешний день вполне безопасных технологий шельфовой добычи нефти нет, - комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. - А последствия катастрофы скажутся на всем человечестве».
Но есть возможность минимизировать опасности. В прошедшем году на шельфе Сахалина был запущен 1-ый в России (по словам профессионала, их в мире вообщем меньше 10-ка) донный нефтедобычной комплекс. «В отличие от плавучих платформ, рисков тут существенно меньше, - говорит Танкаев. - Этот комплекс работает на маленький глубине (к примеру, в том же Мексиканском заливе, в месте, где произошла трагедия платформы ВР, глубина составляет 1,5 км), но будущее шельфов добычи конкретно за донными технологиями».
В целом отношение российских властей к охране природы WWF расценивает как собственного рода экологический демпинг: предоставление способности опробовать технологии на российском шельфе, раз в остальных регионах ужесточаются экологические и технические требования. «Очевидно, что такие меры могут понизить стоимость арктических проектов, финансовая необходимость которых на сей день вызывает огромные сомнения», - объясняет Бабенко.
Иностранцы вправду желают работать на российском шельфе. Кроме партнеров «Роснефти» в российских ресурсах заинтересована та же Shell. Она уже участвует в нефтегазовом проекте «Сахалин-2», где ей принадлежит 27,5% (50% плюс одна акция принадлежит «Газпрому», японские Mitsui и Митсубиши обладают 12,5% и 10% соответственно). «Что касается наших планов в России, то желаю напомнить, что в апреле 2013 года мы подписали с 'Газпромом' меморандум о разработке запасов углеводородов арктического шельфа России, - сказали '' в Shell. - Конфигураций в планах Shell нет, наш энтузиазм к работе на арктическом шельфе России сохраняется».
Глава Фонда государственной энергетической сохранности Константин Симонов считает, что основной предпосылкой энтузиазма забугорных компаний являются не экологические, а экономические послабления.
«Россия завлекает иностранных инвесторов не заниженными экологическими требованиями, а либеральным налоговым режимом для арктических проектов», - говорит эксперт.
В прошедшем году был принят закон, по которому шельфовые проекты были поделены на четыре категории по уровню трудности - от базисного до арктического. Для всех проектов были
предусмотрен льготные ставки по налогу на добычу нужных ископаемых (НДПИ) от 30% стоимости сырья для более обычных (базисных) до 5% для арктических. Не считая того. компании, работающие на шельфе, получили освобождение от экспортной пошлины и импортной пошлины и НДС на ввозимое высокотехнологичное оборудование.
«Природоохранные требования не должны служить предпосылкой закрытия проектов, - уверен Симонов. - На данный момент нужен разумный подход, взвешенный диалог с экологами, который дозволит отыскать среднее решение».
Алексей Топалов