Российские власти на фоне затягивания подписания соглашения с США по закону о налогообложении иностранных счетов американских резидентов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) могут предоставить банкам право отчитываться перед южноамериканскими налоговыми органами без помощи других.
- Пока у нас с США контакты, можно огласить, сильно ограничиваются, в том числе в вопросцах по FATCA. Во всяком случае, продвижения в части подписания соглашения пока не наблюдается. В данной нам связи мы хотят приготовить проект закона, который разрешал бы банкам представлять информацию о налогоплательщиках, имеющих южноамериканскую юриспунденцию, в южноамериканские налоговые службы. Чтоб банки могли конкретно впрямую такую информацию предоставлять, - заявил глава Минфина Антон Силуанов.
По закону FATCA иностранные банки, работающие с южноамериканскими налогоплательщиками, должны заключить с налоговой службой США (The Internal Revenue Service, IRS) особые соглашения. В согласовании с ними банки должны идентифицировать источники средств на счетах людей США и отчитываться о этом перед IRS. Южноамериканские банки издавна и часто предоставляют сведения о собственных клиентах. Предполагается сделать систему сбора инфы о американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Ежели это требование не будет исполняться, южноамериканские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с ролью американских контрагентов. Чтоб уменьшить опасности, возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некие страны (Франция, Англия, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути собиралась пойти и Россия, но заключительные согласования межправительственного соглашения с США затормозилось из-за ситуации на Украине и в Крыму. Ежели соглашение не будет подписано и банки до 1 июля 2014 года не получат соответственный регистрационный номер не будут признаны участвующими в FATCA организациями, то на их могут быть наложены санкции.
- По соглашению мы подразумевали, что это будет делать налоговая служба налоговой службе. Сейчас, если соглашение пока в подвешенном состоянии находится, мы желаем, чтоб банки сами имели такое право - зарегистрироваться и представлять такую информацию, - отметил Силуанов. - Планирую обсудить со своими сотрудниками этот вопросец в процессе «двадцаточных» мероприятий (имеется в виду заседание денежной G20, которое пройдет 10-11 апреля в Вашингтоне).
Один из банкиров на критериях анонимности заявил «Известиям», что хорошим вариантом был бы обмен данными с IRS США через Федеральную налоговую службу (ФНС), так как российские кредитные организации практически никого не знают в IRS. По словам собеседника, Минфин практически расписался в том, что не может договориться с южноамериканскими налоговыми органами.
- Бизнесу на самом деле придется разбираться с неувязкой без помощи других: банки оставили один на один с налоговиками США, - отмечает иной банкир.
По словам управляющего аналитического управления Государственного рейтингового агентства Карины Артемьевой, российским банкам в свете нововведения придется несколько усложнить собственные бизнес-процессы, реализовав механизм и функцию передачи инфы не через российского агента, а впрямую в IRS.
- Все операционные издержки такового взаимодействия, возможно, тоже придется нести российским кредитным организациям (а не тому налоговому агенту, через кого предполагалось действовать вначале), - говорит Артемьева.
В то же время, по мнению начальника аналитического управления Банка БКФ Максима Осадчего, инициатива Минфина о предоставлении российским банкам права впрямую передавать информацию о счетах американских резидентов IRS, минуя ФНС, дозволит устранить суровую опасность, нависшую над российскими банками. Ведь в случае непредоставления сведений IRS о этих счетах банки заплатят большие штрафы - 30% дохода, приобретенного от американских источников.
- Деяния Минфина - чрезвычайно своевременный шаг. Новейший законопроект заполнит правовой вакуум: на данный момент у банков нет способности делиться сведениями с иностранными службами по сбору налогов. У кредитных организаций покажется несколько месяцев для того, чтоб договориться с IRS (южноамериканский аналог ФНС) о подключении к ее системе и таковым образом избежать достаточно болезненных санкций. Тем более брошенный Минфином «спасательный круг» может не решить поставленной задачки - на данный момент никто не даст гарантий, что и тут со стороны США не возникнет препонов. Беспрецедентная история с блокированием платежных карт российских банков может наводить на такие противные мысли. Могут найтись благовидные предлоги, которые не дозволят банкам успеть сделать контакт с IRS, что почти всех принудит задуматься о сворачивании бизнеса по обслуживанию внешнеторговых операций, - говорит Станислав Савинов, аналитик по макроэкономике UFS IC.
- Идет речь о запасном варианте развития событий и изменении российского законодательства, - резюмирует заместитель директора юридического департамента Бинбанка Анатолий Корнев. - Но взаимодействие каждого банка с южноамериканскими налоговыми органами в личном порядке - не самый действенный вариант для российских банков. Было бы правильнее организовать это взаимодействие централизованно через российскую налоговую службу.