Как стало понятно «Ъ», московские власти запустили интернет-сервис, позволяющий по VIN-номеру выяснить историю кара перед покупкой. А именно, можно получить данные о ДТП, в каких побывала машинка, количестве ее собственников либо пройденном техосмотре. В перспективе в базу попадут данные о комплектации машинки и сервисном обслуживании. Специалисты убеждены, что услуга станет платной: ее забугорные аналоги Carfax и Autocheck берут с юзеров до $40 за запрос.
Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы запустил портал «Автокод» avtokod.mos.ru, где можно выяснить «историю» машинки перед покупкой. Введя VIN-код и номер свидетельства о регистрации, гражданин получает последующие данные: год выпуска, модель, цвет, мощность, экологический класс и размер мотора, также количество хозяев машинки (без фамилий, по годам владения). Не считая того, по запросу выдаются данные о крайнем пройденном техосмотре, о ДТП и вероятных ограничениях (например, о наложенном судами запрете на регистрацию кара). Вся эта информация доступна только для хозяев машин, зарегистрированных в Москве и Подмосковье.
Как поведали «Ъ» в ДИТ, в перспективе в базу попадут данные о трагедиях не только лишь из ГИБДД, да и от автостраховщиков. Не считая того, можно будет узнать, не находится ли кар в залоге у банка, уточнить комплектацию и получить данные о сервисном обслуживании машинки. Как молвят в ДИТ, для этого на данный момент ведутся переговоры с дилерами и автопроизводителями. Потом будет разработана и мобильная версия «Автокода»: одной из ее опций станет отправка в ГИБДД фото машин, нарушающих ПДД.
До этого времени российские водители могли воспользоваться только забугорными сервисами, чтоб выяснить историю машинки до момента ее ввоза в Россию. Южноамериканский сервис Carfax, сделанный в 1980-х годах, употребляет данные из 34 тыс. источников в США и Канаде. Основной соперник Carfax - система Autocheck. Чтоб уточнить судьбу машинки в России, водители, обычно, пользуются полулегальными методами. А именно, машинки «пробивают» на постах ДПС, договорившись с инспектором. Пару лет назад доступ к своим данным, а именно по наложенным штрафам на хозяев машин, стала предоставлять и ГИБДД. В феврале 2014 года ГИБДД РФ запустила сервис, позволяющий по VIN-номеру выяснить о судебных либо таможенных ограничениях, наложенных на машинку. В ГИБДД обещают, что в апреле 2014 года на веб-сайте автоинспекции кар можно будет «пробить» и на угон.
Фаворит Федерации автовладельцев России Сергей Канаев (участвует в разработке федеральной базы данных о истории машин) считает, что столичный «Автокод» непременно станет платным. «Carfax берет $40 за полный отчет по машине, Autocheck - $30. В России, думаю, есть возможность взимать за услугу от 100 до 1000 руб., но бесплатной она точно не будет,- считает государь Канаев.- Нужно обрабатывать поступающие данные и держать базу данных в рабочем состоянии». Вообщем, в ДИТ убеждают, что планов по монетизации услуг у их нет.
Президент автохолдинга «Фаворит моторс» Владимир Попов готов делиться с «Автокодом» информацией о машинках с его сервиса. «Но встает вопросец о сохранности личных данных клиентов - предполагается, что они попадут в открытый доступ. Может быть, будет нужно разрешение автовладельцев»,- рассуждает он. Вообщем, государь Попов говорит, что у официальных дилеров обслуживается только 10% машин, «а другие - в гаражных сервисах, от которых не получишь данных о ремонте». «Действительная полезность от сервиса начнется только тогда, когда граждане сумеют получить данные о машинках, находящихся в банковском залоге»,- подытоживает он.
Иван Буранов