>

Япония в 2013 году вышла на седьмое место в перечне торговых партнеров России

Банки должны понизить ставки по кредитам для регионов

Наиболее половины регионов не готовы к государственно-частному партнерству

За девять лет работы закона о концессиях в России возник всего 131 проект ГЧП, узнали составители второго ежегодного рейтинга готовности регионов к ГЧП (методику см. во врезе). Реализовано же ничтожно не много проектов - около 10-ка, в 23 регионах их вообщем нет.

Учитывались проекты сроком более 3-х лет, приготовленные на базе закона о концессиях либо местного законодательства, также «на принципах, близких к ГЧП», говорится в исследовании: к примеру, аренда с вкладывательными обязанностями и даже госзакупки с отсрочкой платежа.

Только 6 регионов составители рейтинга именуют прототипом для подражания (см. графику), они готовы к ГЧП на 60-75%, в их реализуется много проектов. Фаворит - Санкт-Петербург. Посодействовали политическая воля местной власти и верно определенные правила игры, разъясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Город принял 1-ый в стране региональный закон о ГЧП - это был сигнал инвесторам и обоснование легальности механизма ГЧП для чиновников, ведает он.

Еще 16 регионов готовы развивать ГЧП (оценка - 45-60%). Они должны стать «находкой для инвесторов», считает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев. Фаворит в данной нам категории - Ленинградская область (7-е место).

Еще в 16 регионах ГЧП нет, но условия уже создаются. В их числе Столичная область (34-е место): она получила высочайший балл благодаря вкладывательной привлекательности, но ни 1-го проекта в регионе пока нет.

Больше половины российских регионов вообщем не готовы для ГЧП: у 45 «низкий» либо «очень низкий» потенциал развития ГЧП, показал рейтинг, у большинства нет ни проработанной нормативной базы, ни опыта проектов.

Законы о ГЧП приняты в 65 регионах и еще в 4 дискуссируются. Есть подробные, высококачественные законы, а есть декларативные, признает директор департамента Минэкономразвития Игорь Коваль. В неких регионах закон о ГЧП дозволяет совершать госзакупки в обход федерального законодательства, ведает Селезнев.

Больше всего проектов в социальной сфере - 56, в транспортной - 30, меньше всего в коммунальной - 23. Зато больше всего возможных инвестиций обязано быть привлечено в транспорт. Часто встречающаяся форма проектов - концессия (70 проектов). Это пожелания инвесторов, ведает региональный чиновник: остальных форм они пока боятся.

Общественная стоимость проектов невелика - 1,044 трлн руб., но практически 90% из их (913,4 миллиардов) - завлеченные инвестиции, остальное - из региональных бюджетов. Цифра поразительная, признают составители. Но только на 1-ый взор. Во-1-х, некие регионы записывали средства федерального бюджета в категорию завлеченных, сказал Селезнев, пришлось инспектировать каждый проект. Во-2-х, во почти всех проектах толика личных инвестиций - 100%, регионы не готовы соинвестировать. В среднем их толика - 30-40%, считает Селезнев. Самый четкий аспект ГЧП - наличие банковского финансирования, говорит один из банкиров, но таковых проектов единицы.

В не далеком будущем проектов больше не станет, пессимистичен топ-менеджер регионального проекта ГЧП, и дело не в нежелании инвесторов, а в саботаже чиновников. Правила плохо прописаны и непонятны им, а инициатива наказуема, разъясняет он: прокуратура и Счетная палата с подозрением относятся к таковым проектам. Легче ожидать, пока выделят экономные средства, обрисовывает собеседник «Ведомостей» философию чиновника, а потом пользоваться обычным механизмом госзакупок. Принятие федерального закона о ГЧП (одобрен Госдумой в первом чтении) может стать большим стимулом для развития механизма, считает Чураков, он его «узаконит» и регионы не будут бояться запускать проекты. Но скорым процесс не будет, предупреждает вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов: с момента прихода новейшей команды до объявления первого концессионного конкурса в регионе прошло два года.