На прошлой недельке провалилась встреча профессионалов, на которой был должен дискуссироваться контракт акционеров жд компании с ролью 3-х государств Балтии. Представители Литвы под предлогом того, что будущий премьер-министр Эстонии Сийм Каллас говорил на съезде Партии реформ о том, что вопросец строительства стальной дороги можно было бы вынести на референдум, заявили, что не уполномочены дискуссировать предложения Латвии и Эстонии.
«Литовцы, сорвав совещание, вели себя так, как будто эстонская сторона уже вынашивает планы проведения референдума. Новое совещание намечено на апрель, но меня волнует, что слова Калласа литовцы могут применять как новейший предлог для того, чтоб затянуть решение вопроса», - произнес министр экономики Юхан Партс.
Ежели не получится решить вопросец о разработке совместного компании, то страны Балтии останутся без обещанной Евросоюзом дотации на стройку стальной дороги. Как произнес Партс, нет никаких обстоятельств проводить референдум, потому что в Эстонии стройку стальной дороги поддерживают даже в тех волостях, обитатели которых выступают с протестами против места прохождения трассы.
«Литовцы сначала поинтересовались предложением Калласа о проведении референдума, - произнесла вице-канцлер Министерства транспорта Латвии Илзе Александровица. - Мы так не смогли приступить к повестке дня, потому что литовцы, на самом деле, не подготовились ни по одному пункту».
Комиссия профессионалов обязана была работать в среду и четверг, но глава отдела развития Министерства транспорта Литвы Арениюс Яцкус заявил, что не покидал совещание ранее времени. «Мы обсудили все вопросцы повестки дня, и Индрек Сирп, который вел совещание, предложил завершить встречу (в среду, 5.03. - Ред). Латвия и Литва согласились с предложением, - объяснил Яцкус. - Любая страна вправе провести референдум. Передо мной стояла задачка обсудить контракт акционеров, о референдуме не могу ничего сказать».
Каллас, исполняющий в Брюсселе обязанности еврокомиссара по вопросцам транспорта, с которым мы связались сразу опосля встречи профессионалов, подтвердил, что не изменил свое мировоззрение о необходимости строительства новейшей стальной дороги. Как отметил Каллас, и Эстония, и регион Балтийского моря в целом нуждаются в Rail Baltica, потому что эта дорога станет принципиальным транспортным соединением, которое обеспечит в дальнейшем экономический рост региона.
«Вопрос о проведении референдума никто пока не решал. Что касается моего предложения, прозвучавшего на съезде партии, то, на мой взор, его можно разглядывать как вариант решения вопросца прокладки трассы в Эстонии», - произнес будущий премьер-министр.
«На самом деле нам нельзя терять уже ни 1-го дня. На данный момент этот проект и вероятное финансирование со стороны Европы - единственная возможность на сто процентов соединить нас с Европой. В плане инфраструктуры Эстония и остальные страны Балтии по-прежнему являются частью России», - добавил Каллас.
Выступая 2 марта на съезде Партии реформ, Каллас произнес слова, поставившие под колебание стройку стальной дороги. «Я готов предложить провести референдум. Ежели люд произнесет, что стальная дорога не нужна, означает, мы ее не построим», - произнес он. Рийгикогу, который по Конституции решает вопросец о проведении референдума, не лицезреет необходимости выносить вопросец о строительстве Rail Baltica на всеобщее обсуждение.
«Высказывая идею о проведении референдума, Сийм Каллас только направил внимание на то, что таковая возможность существует, но делегация Литвы пользовалась сиим, как предлогом, -сказала председатель парламентской экономической комиссии Кая Каллас. - Финансовая комиссия не дискуссировала вопросец о проведении референдума, эту идею не поддерживает правительство, также ни одна из партий».
Как считает Калев Калло, представляющий в экономической комиссии Центристскую партию, нет никакой необходимости проводить референдум, тем паче что соединение с Европой даст Эстонии много плюсов.
«Новому правительству и премьер-министру придется сейчас расхлебывать эту кашу, которая заварилась из-за необмысленного высказывания», - произнес Калло.
Комментарий Индрека Сирпа, управляющего проекта Rail Baltica
Предполагалось, что совещание в Таллинне будет проходить в течение 2-ух дней, но так как литовская сторона не имела мандата на обсуждение ни 1-го из вопросцев, хватило и 1-го дня.
Повестка дня включала семь вопросцев, которые нужно решить до того, как акционеры совместного компании заключат контракт.
Хотя совместное предприятие будет находиться в Риге, литовцы настаивают на том, чтоб оно действовало по законам Литвы. В принципе это может быть, но нецелесообразно.
Ежели мы желаем, чтоб председатель правления организовал свою команду, то литовцы желали бы созидать в правлении, как и в совете, пропорциональное число представителей всех государств.
К нашему удивлению, литовцев не устраивает наше предложение о том, чтоб акционеры совместного компании взяли на себя обязательство самим конкурировать с создаваемым предприятием.
С участком стальной дороги, который будет проложен от Каунаса в польском направлении, тоже много неясностей.
Литовцы желали бы проложить ее на старенькой, построенной еще в годы русской власти, жд насыпи, но она таковая зигзагообразная, что на ней можно развивать скорость не выше 120 км в час. Для того чтоб трасса Rail Baltica окупала себя, поезда должны следовать со скоростью 240 км в час.
Самое огромное противоречие по-прежнему соединено с тем, чтоб проложить Rail Baltica через Вильнюс.
По нашей оценке, условия финансирования со стороны Евросоюза не разрешают провести основную трассу через Вильнюс, в данном случае все расчеты по окупаемости трассы придется пересматривать. Без всяких заморочек Вильнюс можно присоединить к трассе через Каунас.
Я очень обеспокоен тем, получится ли нам придерживаться графика переговоров. Ежели мы рассчитываем на то, что на каждом совещании получится придти к компромиссу по каким-то пт, то литовская сторона каждый раз дает новейшие вопросцы.