Как надо из данных таможенной статистики, имеющихся в распоряжении «Ъ», в 2013 году в РФ было завезено 13,41 млн отдал крепкого алкоголя (абсент, виски, водка, джин, кальвадосы, коньяки и бренди, ром, текила и остальные ликероводочные изделия). Спад импорта к 2012 году незначителен - всего 1,2% (в 2012 году было поставлено 13,57 млн отдал), но начиная с 2009 года - разгара экономического кризиса - объемы ввоза в страну крепкого алкоголя росли. В 2009 году ввоз свалился на 28,2%, до 8,46 млн отдал, но в 2010-м составил 11,12 млн отдал, в 2011 году - 11,8 млн отдал.
Основной размер импортируемого в Россию крепкого алкоголя приходится на виски и водку - как раз их поставки в прошедшем году проявили спад (см. таблицу). Основным поставщиком водки в Россию в 2013 году, как и в прошлые годы, являлся ТД «Мегаполис» (структура украинской Global Spirits, марка «Хортица»): его поставки возросли на 3,7%, до 2,8 млн отдал.
Но 2-ой по величине импортер водки в Россию - компания «Национальные алкогольные традиции» (НАТ; заходит в украинскую группу «Баядера»; водка «Хлебный дар») - за 2013 год понизила поставки в два раза, до 0,4 млн отдал. Конкретно понижение поставок НАТ, у которой с середины 2012 года по середину прошедшего года были задачи с оптовой лицензией в России, плохо сказалось на общих размерах импорта водки.
В отличие от водки, импорт виски неприклонно рос начиная с 2009 года. Главным импортером виски в Россию является Diageo (марка Johnnie Walker) - в данной категории толика компании в прошедшем году составила 31,66%. Из материалов таможенной статистики видно, что объемы поставок виски данной компании в прошедшем году выросли приблизительно на 8% - с 1,2 млн до 1,3 млн отдал. В то же время ее соперники - Bacardi Rus (Dewar`s) и Pernod Ricard (Chivas) - в прошедшем году снизили импорт виски на 25%, до 0,6 млн отдал, и на 15%, до 0,5 млн отдал.
Гендиректор Simple (импортер алкоголя) Максим Каширин считает, что спад в импорте виски и остальных категорий крепкого алкоголя может разъясняться ростом акциза, который в 2013 году возрос на 33% (до 400 руб. за 1 л безводного спирта). «Это могло ощутимо сказаться на стоимости продукции из низкого ценового сектора. Плюс влияет запрет на рекламу алкоголя, к чему иностранные производители пока не адаптировались»,- говорит он. Спад в импорте мог быть обоснован и тем, что за годы роста рынок мог дойти до стадии насыщения. Управляющий направления корпоративных коммуникаций Наталья Щеняева считает, что говорить о насыщении рынка еще преждевременно, но подтверждает, что рост неких категорий несколько замедлился опосля положительной динамики в протяжении ряда лет.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что понижение ввоза импортного алкоголя быть может обосновано тем, что в России за крайние пару лет возросли объемы подделок узнаваемых привезенных из других стран брендов. «Подпольные цеха есть фактически в каждом большом городе»,- говорит эксперт. По его оценке, ежели в 2009-2010 годах толика поддельного виски не превосходила 10%, то сейчас она более 20%. До этого неувязка контрафакта так остро стояла лишь на рынке водки, где толика нелегальной продукции, по оценкам производителей, в 2013 году могла возрости до 40%. Собственное российское создание крепкого алкоголя также сильно сократилось: выпуск водки свалился на 12,3%, до 85,7 млн отдал, выпуск коньяка - на 23,9%, до 7,4 млн отдал (данные Росстата).
Вырос акциз и в этом году (на 25%, до 500 руб. за 1 л безводного спирта), а ослабление рубля уже привело к тому, что некие импортеры начали увеличивать цены. А именно, «Бастион-Нева» (импорт коньяков и вин) уведомил партнеров о повышении цен с 1 февраля, также могут поступить и Simple, не исключавший роста цен минимум на 10% в феврале-марте. В Diageo считают, что в 2014 году главные категории импортного алкоголя, а именно виски и ром, продолжат расти, хотя, может быть, несколько медлительнее, чем ранее.
Олег Ъ-Трутнев