Объединенная авиастроительная компания (ОАК) пробует поддержать програмку производства самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100) за счет масштабных поставок в Китай. Местный региональный перевозчик «Оубэй» пообещал приобрести до 100 самолетов. Параллельно в Китае быть может запущена сборка SSJ-100, которая решит вопросец нехватки производственных мощностей в России и вероятных заморочек с санкциями со стороны Запада. Но в таком случае один из самых громких проектов в российском машиностроении во многом не станет быть российским.
Китайский региональный перевозчик «Оубэй» (провинция Хэнань) и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; заходит в ОАК) подписали 22 марта меморандум о закупке 100 самолетов SSJ-100, сказала вчера The China Daily. По данным издания, сумма сделки составит $3,54 миллиардов. Как докладывает местное издание «Чжэнчжоу жибао», при успешном завершении сделки 1-ый самолет поставят в Чжэнчжоу уже в 2015 году. Условия договора подразумевают создание в специальной зоне аэропорта Чжэнчжоу сборочного производства и агентского центра. По данным «Чжэнчжоу жибао», в проекте также воспримут роль два китайских конструкторских бюро «Тяньли» и «Юаньфэй». Инвестиции в проект могут составить $3-5 миллиардов. Согласно протоколу о намерениях, сборочные мощности планируется ввести в строй в 2018 году. К проекту, по данным издания, проявляет энтузиазм и один из акционеров «Оубэй» - шанхайский инвестфонд «Юймяо».
В ГСС меморандум именуют «важным шагом в продвижении самолета на рынок Китая». Но сторонам еще предстоит «детальнее проработать вероятные направления сотрудничества». Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что ГСС необходимы доп производственные мощности. Для окупаемости проекта SSJ-100 нужно реализовать 300 самолетов, считают в ГСС. Но завод в Комсомольске-на-Амуре производит также истребители, потому на данный момент в гражданском секторе завод может «от силы выпускать 30 самолетов». В 2013 году ГСС произвел 24 SSJ-100. В ГСС молвят, что мощность завода опосля «усовершенствования процесса сборки» составит 60-65 самолетов в год. Иной собеседник «Ъ» в отрасли отметил, что сборка SSJ-100 в Китае могла бы существенно убыстрить процесс адаптации выпущенных самолетов к требованиям заказчика. На данный момент для этого все самолеты приходится перегонять в Ульяновск, подмосковный Жуковский либо в Венецию, где размещен центр кастомизации SuperJet International. Не считая того, сборка SSJ в Китае может избавить самолет от вероятных заморочек с поставками западных девайсов в случае расширения санкций против России.
Независящий авиационный эксперт Андрей Крамаренко напомнил, что китайская муниципальная Commercial Aircraft Corporation of China уже трудилась над созданием регионального самолета ARJ21, но он «застрял» на шаге сертификации. Китайцы активно завлекают забугорных авиапроизводителей - Airbus либо Embraer - для получения доступа к технологиям и покрытия внутреннего спроса. При всем этом выбор у ГСС невелик, так как SSJ-100 не пользуется огромным спросом, добавляет эксперт. Но, уточняет он, при высочайшей локализации в Китае российская толика себестоимости самолета может снизиться до 20-25% и «непонятно как в данном случае оправдаются экономные инвестиции в проект, надежда на создание при помощи него новейших рабочих мест и развитие российской промышленности». Основной редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий добавляет, что сборке самолетов в Китае могут воспротивиться иностранные поставщики девайсов для SSJ-100.
Елизавета Ъ-Кузнецова