В Институте мировой экономики и дипломатии свершилась ярмарка День карьеры

Самые смешные резюме США и Англии

Фальшивкам дали время

О том, что ЦБ изучает возможность введения наиболее мягеньких требований по оснащению банкоматов с функцией приема наличных купюроприемниками, распознающими более 4 машиночитаемых признаков, «Ъ» поведали несколько источников. По словам 1-го из их, некое время назад ЦБ получил письмо от Сбербанка о собственном несогласии с объявленными регулятором мерами по борьбе с фальшивомонетчиками за счет усиления защиты банкоматов. «Мы разглядели письмо и готовы пойти на компромисс. Основной рассматриваемый на данный момент вариант - подмена банкоматов на новейшие с купюроприемниками более чем с 4-мя машиночитаемыми признаками по мере естественного обновления парка устройств,- говорит источник 'Ъ' в ЦБ.- В то же время подобные требования мы хотят ввести и по отношению ко всем платежным терминалам».

До этого времени ЦБ заявлял о намерении обязать оснащать новенькими купюроприемниками только банкоматы (см. «Ъ» от 21 октября 2013 года). Поводом стал наплыв липовых пятитысячных купюр в октябре прошедшего года. Тогда Сбербанк, ВТБ 24, Банк Москвы, Альфа-банк остановили прием этих купюр в собственных банкоматах. По оценкам ЦБ, утраты банков превысили 17,5 млн руб.

При всем этом представители ЦБ оценивали издержки российских банков на переоснащение банкоматов с cash-in в €60-70 млн. Но, по оценкам участников рынка, издержки эти намного выше: лишь на один банкомат будет нужно 100-180 тыс. руб. в зависимости от его конфигурации. При всем этом самих банкоматов в России с функцией cash-in - 89,9 тыс., а банковских платежных терминалов - еще 49,3 тыс. (крайние данные ЦБ на 1 октября). Число платежных терминалов, принадлежащих платежным агентам, оценивается профессионалами в наиболее чем 200 тыс.

У главенствующего противника нововведений - Сбербанка - насчитывается 51,2 тыс. банкоматов (около половины - с cash-in) и 34,5 тыс. платежных терминалов. Банк не открывает свои утраты от фальшивок, как не комментирует свое письмо в ЦБ. Но в прошедшем году зампред правления Сбербанка Александр Торбахов заявлял, что издержки на переоснащение банкоматной сети Сбербанка несоизмеримы с его потерями от фальшивок.

Ежели ЦБ пойдет на уступки, издержки для участников рынка и совсем сведутся к нулю. Ведущие поставщики банкоматов и информационно-платежных терминалов для банков - NCR, Diebold и Wincor Nixdorf - сказали «Ъ», что уже выпускают банкоматы, оснащенные купюроприемниками, надлежащими обнародованным ЦБ требованиям, при этом их стоимость не различается от банкоматов той же категории, но с иными валидаторами.

В то же время срок амортизации банкоматов, по оценкам профессионалов,- семь лет, но на практике он может служить и 15-20 лет. Средний срок службы терминала - около 5 лет. Вообщем, в ЦБ соображают, что шаг навстречу банкам может значительно затянуть процесс переоснащения сети, но надеются на наилучшее. «Мы не можем вынудить банк заменить работающий банкомат либо терминал, даже ежели ему много лет, но мы рассчитываем, что банки проявят сознательность»,- говорит собеседник «Ъ» в ЦБ.

Банки послаблениям обрадовались. «Одномоментная модификация всей сети устройств самообслуживания нецелесообразна, так как чрезвычайно дорога,- говорит начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-банка Максим Дарешин.- Банки сами заинтересованы в повышении сохранности, и мы, к примеру, уже 3-ий год при подмене банкоматов устанавливаем те, что соответствуют новеньким требованиям ЦБ». Решение по переоснащению уже используемых банкоматов обязано приниматься на уровне каждого определенного банка, добавляет начальник отдела развития других каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская.

Ксения Ъ-Дементьева