В пятницу временный управляющий ОАО «Авиакомпания 'Московия'» Дмитрий Терентьев подал в арбитражный трибунал Столичной области ходатайство о признании компании нулем. Как объяснил «Ъ» государь Терентьев, на данный момент задолженность перевозчика, включенная трибуналом в реестр требований кредиторов, составляет выше 90 млн руб., заявлены, но еще не рассмотрены требования Сбербанка на сумму выше 120 млн руб. и требования ФНС (наиболее 260 млн руб.). По мнению управляющего, для прекращения дела о банкротстве «Московии» нужно либо погасить все требования кредиторов, либо придти к договоренностям с ними. Дата рассмотрения ходатайства не определена.
«Московия» образована в 1995 году на базе ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова» и называлась «Громов Эйр». В 2008 году получила сегодняшнее заглавие. Базируется в Домодедово, летает в Ставрополь, Белгород, Мюнхен, Прагу, Тиват, Гянджу. Флот состоит из 2-ух Boeing-737-700, Boeing-737-400 и 2-ух Sukhoi Superjet 100 (находятся в короткосрочной аренде). В 2013 году перевезла 244 тыс. пассажиров (на 6,2% меньше, чем в 2012 году). В рейтинге Росавиации занимает 32-е место посреди 35 главных российских перевозчиков. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2012 году выручка «Московии» составила 2,2 миллиардов руб., незапятнанная прибыль - 8 млн руб., кредиторская задолженность - 1,7 миллиардов руб. 51% акций принадлежит ЗАО «Русавиаинтер» Алексея Упорова.
Вопросец о денежной несостоятельности «Московии» возникает уже не 1-ый год. Главные претензии к перевозчику выдвигала Финансовая лизинговая компания (ФЛК, признана нулем в сентябре 2012 года; заходит в Объединенную авиастроительную корпорацию) по задолженности за лизинг самолетов. В 2010 году ФЛК требовала около 150 млн руб. за лизинг самолетов, в «Московии» была введена процедура наблюдения, но авиакомпании удалось обжаловать это решение. В 2011 году ФЛК снова требовала признать «Московию» нулем за долги в 47,3 млн руб., но позднее отказалась от заявления. В том же году «Московия» сама подавала заявление о своем банкротстве, но потом отказалась от иска. Параллельно Росавиация объявила о приостановке деяния сертификата эксплуатанта «Московии» из-за «ухудшения главных производственных и финансово-экономических характеристик деятельности», но опосля устранения нарушений отменила решение. В 2013 году ФЛК вновь требовала ввести функцию наблюдения в отношении «Московии», но арбитражный трибунал Столичной области ответил отказом на это требование и выслал дело о банкротстве на новое рассмотрение.
Источник, близкий к авиакомпании, сказал «Ъ», что «оснований для остановки перевозчика нет» и все разногласия будут улажены. По его словам, 19 февраля будет подана апелляция. Иной собеседник «Ъ» в отрасли говорит, что, невзирая на то что в протяжении долгого времени компанию пробовали «похоронить», в том числе из-за неумелого управления перевозчиком, она смогла продолжить деятельность благодаря суровой административной поддержке. В ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, производитель SSJ-100, дочерняя компания Объединенной авиастроительной компании) «Ъ» сказали, что никаких уведомлений о денежных сложностях «Московии» в компанию не поступало, взаиморасчеты идут в согласовании с критериями, прописанными в контракте. ГСС с декабря 2012 года предоставляет «Московии» два SSJ-100-95B, ранее предназначавшиеся для «Армавиа». В Сбербанке на запрос «Ъ» не ответили. По мнению главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, для ОАК, материнской компании ФЛК, банкротство «Московии» как эксплуатанта SSJ-100 было бы очень нехорошим фактом.
Елизавета Кузнецова