«Ростех» стал миноритарным акционером компании Yota Devices, в прошедшем году выпустившей 1-ый российский телефон YotaPhone, сказала вчера газета Financial Times со ссылкой на гендиректора Yota Devices Владислава Мартынова. Представители Yota Devices и «Ростеха» подтвердили это «Ведомостям», добавив, что долю в уставном капитале госкорпорация получила по соглашению с акционерами LTE-оператора «Скартел» (бренд Yota), заключенному при реструктуризации его бизнеса. Сделка была безденежной.
В 2011 г. Yota Devices, начинавшаяся как подразделение «Скартела» по разработке абонентских устройств, была выделена в самостоятельную компанию, 100% которой получила Wooden Fish Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна. Им на тот момент через компанию Telconet принадлежало 74,9% «Скартела» (остальными 25,1% обладал «Ростех»). По условиям соглашения «Ростех» получал возможность через определенное время получить и в Yota Devices долю, пропорциональную доле в «Скартеле», ведает человек, знакомый с менеджерами этих компаний. Но подготовка юридически обязывающих документов на право владения 25,1% Yota Devices заняла время: необходимо было оформить патенты и лицензии на устройства и т. п., разъясняет собеседник, близкий к «Ростеху». К этому времени сам «Скартел» уже перебежал в руки «Мегафона», а Адоньев и Авдолян стали поначалу совладельцами наикрупнейшго акционера «Мегафона» - Garsdale Services Алишера Усманова (получили в нем 13,5%), а в октябре 2013 г. вышли и из этого холдинга.
Большая часть опрошенных «Ведомостями» аналитиков затруднились подсчитать, сколько может стоить Yota Devices. Партнер пары производителей телефонов считает, что компания может стоить около $5 млн, а пакет «Ростеха» в ней, соответственно, около $1,25 млн. Основной актив, который есть у Yota Devices, - команда менеджеров и разрабов, считает он.
Отделившись от «Скартела», Yota Devices разработала и начала реализации первого российского телефона YotaPhone с 2-мя экранами: сенсорным и на базе электронных чернил. Инвестиции в разработку YotaPhone составили несколько миллионов баксов, говорил ранее человек, близкий к Yota Devices. Мартынов говорил лишь, что издержки на разработку телефона «в 4-5 раз ниже», чем могли быть у больших производителей на аналогичный проект.
YotaPhone был представлен в марте 2013 г., а в продажу поступил в декабре. За следующие два месяца Yota Devices смогла реализовать, по своим данным, 12 000 устройств. Для сопоставления: всего в IV квартале 2013 г. в России было продано 6,86 млн телефонов (по оценке МТС, владеющей 2-ой в стране розничной сетью салонов связи).
1-ый аппарат Yota Devices ставил целью прощупать рынок, осознать, на какого покупателя стоит ориентироваться Yota Devices, разъяснял Мартынов «Ведомостям». В феврале 2014 г. компания представила уже 2-ое поколение YotaPhone (на интернациональной выставке World Mobile Congress в Барселоне) и это будет уже массовый телефон, говорил он, обещая «серьезные» инвестиции в продвижение новейшей модели.
Новейший YotaPhone поступит в продажу в IV квартале 2014 г., продавать его Yota Devices планирует в 20 странах (1-ая модель продается в 5). Стоимость новейшей версии будет зависеть от стоимости моделей ведущих глобальных производителей, которые покажутся к концу 2014 г., - она будет не выше, чем у этих моделей, обещал Мартынов (уже выпущенный YotaPhone стоит в России 19 990 руб.).
У второго YotaPhone есть шансы занять маленькую нишу рынка, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, но для этого компании нужно усилить продвижение и маркетинг телефонов. 1-ый аппарат был «сырым», юзеры отмечали наличие недоработок, дебютировать на рынке с таковым устройством очень рискованно, рассуждает Кусков.